Без первого бесхитростного, лицензионного BMW не было бы космического i8; не решись Энцо Феррари на постройку спидстера 125S, не случились бы потом ни F40, ни LaFerrari, а без первого FIAT мы бы, возможно, до сих пор ходили пешком.
Alfa Romeo – A.L.F.A. 24 h.p. (1910)
Как известно, название знаменитого миланского бренда — это наполовину аббревиатура. Изначально A.L.F.A. — это Anonimo Lombardo Fabbrica Automobili, то есть что-то вроде ОАО «Автозавод из Ломбардии». Вторая половина имени досталась марке от предпринимателя Николы Ромео, купившего A.L.F.A. в 1915 году.
Первый автомобиль марки A.L.F.A. — модель 24 h.p. — оснащалась рядной «четверкой» объемом 2,4 литра и мощностью, что характерно, 24 лошадиные силы. Позже на эту же машину ставили четырехлитровый мотор, и скорость такой «Альфы» приближалась к 100 километрам в час. Не так уж и кисло для начала XX века.
Aston Martin «Coal Scuttle» (1914)
В отличие от «Роллс-Ройса», только часть названия этой британской марки является фамилией основателя. Причем вторая часть. В 1913-м успешный лондонский автодилер Лайонел Мартин выиграл скоростной подъем на холм «Астон Клинтон». На радостях он придумал для будущих моделей тогда еще существовавшей только в проекте фирмы имя Aston Martin, скрестив название гонки и собственную фамилию.
Первой машиной бренда стало шасси Isotta Fraschini с 1,4-литровым мотором Coventry Simplex. Лайонел очень творчески назвал свой автомобиль Coal Scuttle, то есть «ведерко для угля». Но потом началась война, поэтому смех, гонки, а вместе с ними и выпуск автомобилей пришлось отложить на четыре года.
Audi Type A (1910)
Когда Аугуст Хорьх вдрызг разругался с советом директоров собственной компании Horch (те считали автогонки напрасной тратой сил и времени, а Аугуст был уверен, что автоспорт — синоним слова прогресс), он хлопнул дверью и организовал новую фирму. На латыни слово Audi означает примерно то же самое, что на немецком Horch — глагол «слушать».
Первой серийной машиной новой компании стал «Ауди» тип А с 2,6-литровым 22-сильным мотором. В техническом плане автомобиль во многом повторял Horch 18/22, но никто из этого скандал раздувать не стал.
Bentley 3-liter (1919)
Первый британский автомобиль, название которого указывало на объем двигателя, а не на его мощность — это Bentley 3-liter, созданный Уолтером Бентли и его другом Фрэнком Берджессом, в прошлом гонщиком и конструктором фирмы Humber.
Поначалу Bentley Motors, базировавшаяся в Лондоне, предлагала клиентам только шасси без кузова. Причем при цене свыше 1000 фунтов, трехлитровый «Бентли» слыл одним из самых дорогих на рынке. Модель предлагалась в трех исполнениях: Blue Label — стандарт, Red Label — форсированная версия со степенью сжатия, доведенной до 5,3:1, и Green label — укороченное шасси и самый мощный мотор, гарантировавший максималку в 160 километров в час.
BMW 3/15 DA1 (1929)
После Первой мировой войны известный производитель авиадвигателей был вынужден искать новое применение производственным мощностям. Одно время BMW выпускала даже кухонную мебель, затем переключилась на мотоциклы, а в 1928-м году купила компанию Dixi, занимавшуюся сборкой лицензионных Austin Seven. Так что первый автомобиль BMW — это легальная копия английской малолитражки.
Сложный индекс оригинальной «бэхи» — 3/15 DA1 — расшифровывается просто. Первая цифра — мощность, облагаемая налогом, вторая — реальное количество «лошадей». Буквы DA — аббревиатура немецкого Deutsche Ausführung, нечто вроде «Сделано в Германии».
Bugatti type 13 (1910)
Свое первое транспортное средство — квадроцикл с четырьмя (!) моторами — Этторе Бугатти построил еще в 1899-м. Но первой машиной, украшенной знаменитой овальной эмблемой Bugatti, стал Type 13.
Сборку модели наладили в цехах бывшей красильни в немецком (по-крайней мере, на тот момент времени) Мольсайме, ставшем домом для фирмы итальянского инженера. До начала Первой мировой собрали только четыре экземпляра очень легкой — всего 300 килограммов — 30-сильной модели. Настоящая слава терпеливо поджидала Этторе и его творения только через несколько лет.
Cadillac Model A Runabout (1902)
Первый легковой «Кадиллак» был очень похожим на первый легковой «Форд». Вообще, между этими компаниями больше общего, чем можно предположить. Собственно, автомобили марки «Кадиллак» стали выпускать на заводе… Henry Ford Company. До поры здесь заправлял тот самый Генри Форд, пока не был изгнан инвесторами. Новым техническим директором фирмы назначили Генри Лиланда, а компанию переименовали в Cadillac Automobile Company. Первый автомобиль будущей премиальной марки построили на основе наработок, оставленных Фордом.
Chevrolet Classic Six (1911)
Мисандерстендинг. Вот что случилось в отношениях основателей марки Уильяма Дюрана и Луи Шевроле. Первый — ловкий бизнесмен, отчаянный делец и решительный стратег — пригласил второго, известного гонщика и конструктора, с целью построить недорогой и популярный автомобиль. Но Шевроле, помешанный на скорости, а не на долларах, сделал дорогую и мощную модель Classic Six с шестицилиндровым мотором и ценником, как у «Кадиллака». Когда же Дюран настоял на выпуске более дешевых машин, Шевроле, оскорбленный самим фактом того, что его имя используется на каком-то ширпотребе, хлопнул дверью.
Chrysler B70 (1924-25)
В начале 1920-х бывший президент «Бьюика», а также удачливый кризис-менеджер «Виллиса» и «Максвелла» Уолтер Крайслер обнаружил на рынке пустующую нишу — он хотел делать достаточно мощный и престижный автомобиль, который при этом выпускался бы большими тиражами. Что, в свою очередь, позволило сделать цену привлекательной. Так на свет появился Chrysler B70 — красивый и недорогой, с 3,3-литровой «шестеркой» мощностью 68 лошадиных сил и гидравлическими тормозами всех колес. Уже в первый год Крайслеру удалось продать свыше 30 тысяч «семидесяток», и на небосклоне Детройта взошла новая звезда.
Citroen A (1919)
Закончившаяся Первая мировая лишила крупного французского фабриканта Андре Ситроена, нажившего состояние на военных заказах, основного заработка. Тогда вместо снарядов он решил выпускать автомобили. Простые, надежные и дешевые. Citroen Typ A 10CV, созданный инженерами Жюлем Саломоном и Эдмоном Мойе, оснащался 18-сильным 1,3-литровым мотором и разгонялся до 65 километров в час. Стоила машина не дороже семи тысяч франков — где-то втрое меньше привычных автомобильных ценников того времени. Неудивительно, что за два месяца Ситроен собрал свыше 16 тысяч заказов и вскоре заслужил славу французского Генри Форда.
Ferrari 125S (1947)
Энцо Феррари больше всего на свете любил гонки и гоночные автомобили. И вряд ли он когда-нибудь решился бы на выпуск обычных легковушек, но… нужда заставила. Расходы на содержание «Скудерии» нужно было оплачивать, и Энцо решил делать автомобили на продажу. В любом случае, это должны были быть спортивные, породистые автомобили!
Первой машиной, которую можно назвать 100-процентным Ferrari, стал двухместный спидстер 125S, разработанный Джоаккино Коломбо. 12-цилиндровый мотор объемом 1,5 литра выдавал 118 лошадиных сил, что при массе в 650 килограммов позволяло разгоняться до 170 километров в час. За первые полгода новый Ferrari в 14 стартах одержал шесть побед, а в Маранелло потянулся ручеек состоятельных клиентов.
FIAT 3,5 h.p. (1899)
«Фабрику итальянских автомобилей из Турина», или попросту FIAT, основали 11 июля 1899-го, а ближе к концу года свет увидел первый автомобиль бренда. FIAT 3,5 h.p. с двухцилиндровым 600-кубовым мотором выдавал четыре лошадиные силы, оснащался трехскоростной МКП, в которой не было задней передачи, и предлагался со стандартным кузовом работы каретных дел мастера из Турина Марчелло Алессио. Максимальная скорость первого «Фиата» составляла 35 километров в час.
Ford Model A (1903)
Зубной врач из Чикаго Эрнст Пфенниг вошел в историю, став первым покупателем автомобиля марки Ford. 15 июля 1903 года преуспевающий дантист приобрел ранэбаут Ford A с дополнительной опцией в виде складного верха. Покупка обошлась мистеру Пфеннигу в 850 долларов. Сам же Ford Model A, как мы уже рассказывали, здорово походил на Cadillac Model A. Разница была в моторе: на «Форде» стоял двухцилиндровый агрегат, а «Кадиллак» обходился одноцилиндровым. Наверное, именно поэтому «Форд» стоил на сотню баксов дороже.
Honda T360 (1963)
Первой четырехколесной «Хондой» считается этот миленький грузовичок, хотя по духу этот пикап-симпатяга больше напоминал спортивный мотоцикл. Что вы скажете, например, о тахометре, размеченном до 14 000 об/мин?
В реальности 356-кубовый четырехцилиндровый двухвальный моторчик крутился чуть меньше, но только чуть. Максимальные 30 лошадиных сил Honda T360 развивала на 9000 об/мин и разгонялась до 62 километров в час. Еще одной редкостью была пятиступенчатая коробка передач.
Hyundai Pony (1975)
Один из крупнейших промышленных конгломератов Южной Кореи Hyundai заинтересовался автомобилями в конце 1960-х. Первое время дело ограничилось лицензионным выпуском английских моделей, но затем корейцам захотелось большего. Джорджетто Джуджаро разработал дизайн, а британский инженер Джордж Тернбулл из комплектующих «Мицубиси» — мотора, коробки передач, заднего моста, подвески — собрал первый Hyundai, получивший скромное имя «Пони». Несмотря на незатейливую внешность и простенькие характеристики, машина сразу стала популярной. Во многом благодаря очень доступной цене.
Jaguar – SS Jaguar (1931)
Прозорливости сэра Уильяма Лайонса можно только позавидовать. В начале тридцатых основатель фирмы Sidecar Swallow, также известной под сокращенным именем SS, на всякий случай запатентовал слово Jaguar в качестве торговой марки. Поначалу «Ягуарами» называлась серия моделей Sidecar Swallow: седаны, купе, родстеры. Но после войны, когда у аббревиатуры SS появились малоприятные ассоциации, Sidecar Swallow превратилась в Jaguar.
Jeep CJ-2 (1945)
Сами американцы предпочитают вести летоисчисление «Джипа» с 1941 года. С того момента, как в серию пошел многоцелевой военный внедорожник Willys MA — в миру более известный под прозвищем «Джип». Однако впервые это слово использовали в качестве официального имени вездехода в 1945-м. Предназначенный для продажи в частные руки вариант военной машины получил имя Willys CJ-2, причем буквы CJ собственно и означали Civilian Jeep. В остальном отличия от героя военного времени были минимальны: тот же 2,2-литровый мотор, трехступенчатая коробка, знакомые очертания кузова. Из нового — решетка радиатора и палитра цветов повеселее хаки.
Kia FIAT 124 (1970)
Наверняка вы спросите: «Что, не могли найти фотографию получше?». А мы ответим: «Все претензии отправляйте в адрес фирменного музея KIA». Снимок-то прямо оттуда. Сложно сказать, почему лицензионный корейский Fiat 124 представлен в экспозиции исторического хранилища в столь ушатанном виде, но факт остается фактом — первым легковым «Киа» стал до боли знакомый нам «Жигуль». Тьфу, FIAT 124. Ну а что? Из песни слов не выкинешь.
Lamborghini 350 GT (1964)
Поспорив с самим Энцо Феррари о качестве спортивных автомобилей, Ферруччо Ламборгини решил доказать, что и сам чего-то стоит. И доказал. Наняв целую кучу именитых инженеров и дизайнеров, услуги которых обошлись в целое состояние, Ферруччо с первой попытки получил добротный результат. Lamborghini 350GT вышел и красивым, и мощным, и не очень капризным. Его 12-цилиндровый 280-сильный мотор позволял машине разгоняться до солидных 250 километров в час.
Все началось с того, что у «роверовского» инженера Мориса Уилкса сломался армейский Willys Jeep, верой и правдой служивший ему на всяких приусадебных работах. А новый-то не купить! Тогда Морис и подумал: а почему бы «Роверу» не выпустить собственный внедорожник?
Первый прототип построили на шасси «Виллиса», но с коробкой передач и мотором от довоенного Rover P3. Та машина была знаменита прежде всего рулевой колонкой, расположенной по центру салона. Затем прототип «center-steer» эволюционировал в серийный Land Rover Series 1, ныне доживающий век в личине «Дефендера».
Lexus LS400 (1989)
Осознав, что в Штатах невозможно продавать «Тойоты» дороже «Камри», японцы решили запустить на рынке США новый люксовый бренд. Первый серийный Lexus — это, по сути, перелицованный Toyota Celsior. Но поскольку эта «люксобаржа» в Штатах никогда не продавалась, подвоха никто не заметил. Наоборот, на первенца бренда вылилось неприлично огромное количество внимания и популярности.
Maserati type 26 (1926)
В отличие от большинства современных брендов, Maserati может гордиться тем, что ее первый автомобиль — гоночный. Типичная двухместная машина 1920-х годов с рамным шасси, алюминиевым кузовом, рядной 1,5-литровой «восьмеркой» и трехступенчатой МКП, Maserati Tipo 26 дебютировала на гонке «Тарга Флорио» 1926 года. Альфьери Мазерати за рулем машины имени себя примчался на финиш первым в классе и девятым в абсолюте. Для начала — неплохо.
Mazda R360 (1960)
Строго говоря, первым транспортным средством «Мазды» был трехколесный «тук-тук». Но если считать автомобилем нечто четырехколесное, с дверьми, крышей и лобовым стеклом, то первым будет считаться этот кей-кар. Mazda R360, помимо очаровательной внешности и двухместного салона, была любопытна заднемоторной компоновкой и 356-кубовым двухцилиндровым двигателем мощностью 16 лошадиных сил. Да, это не MX-5 – на таком не подрифтишь...
Mercedes 35 h.p. (1901)
Машина, разработанная Вильгельмом Майбахом и Паулем Даймлером по заказу австрийского предпринимателя Эмиля Еллинека, получила имя «Мерседес» в честь дочки последнего. А завидные спортивные и коммерческие успехи 35-сильной машины привели к тому, что все последующие модели Daimler Motoren Gesellschaft также стали называть «Мерседесами».
Mini – Austin Mini (1959)
В качестве самостоятельного бренда MINI появился лишь в 2000-м — на сорок лет позже оригинального автомобильчика, созданного британцем греческого происхождения Алеком Иссигонисом. Задумывавшийся как ответ европейским бабл-карам — ультрабюджетным машинками середины 50-х, — MINI стал настоящим символом британского автопрома. Сотканный в равной степени как из гениальных, так и противоречивых решений, он стал легендой при жизни, с минимальными изменениями продержавшись на конвейере свыше четырех десятков лет.
Mitsubishi Model A (1917)
Для огромного промышленного конгломерата Mitsubishi автомобили всегда были побочным бизнесом. В далеком 1917-м кораблестроительная фирмы Mitsubishi Kobe Dockyard Works выпустила копию FIAT Tipo 3 скорее из любопытства. Коммерческого успеха машина в любом случае не имела. За следующие четыре года было собрано около 20 экземпляров, покупать которые никто особо не стремился. Ведь импортируемые в Японию из США и Европы машины были дешевле.
Nissan Model 70 (1937)
Первым автомобилем, получившим имя «Ниссан», считается копия американского седана Graham Paige Special Six. Ее выпуск в 1937 году наладила фирма Jidosha Sezo Co ltd., принадлежавшая группе Datsun и переименованная к тому времени в Nissan Motor. Из этого клубка неудобоваримых фактов следует только одно — более путанной и заковыристой истории, чем у «Ниссана», нет больше ни у кого.
Opel Lutzmann (1899)
На пороге XX века семейство Опелей надумало расширить свой велосипедный бизнес за счет автомобилей. Работы по созданию машины поручили Фридриху Лутцманну, инженеру и поставщику комплектующих для заводов Daimler и Benz. Правда, разработанный им для «Опеля» 1,5-литровый экипаж успехом у покупателей не пользовался: 11 машин в первый год и меньше 30 – в следующий. Продлевать договор с Лутцманом Опели не стали, а через несколько лет выпустили автомобиль уже собственной конструкции. Более удачный, кстати.
Peugeot Type 2 (1890)
Забавно, но первый автомобиль Peugeot называется «Тип 2». И дело не в прославленном французском разгильдяйстве. Просто машина, именовавшаяся Peugeot Type 1, на самом деле была паровой — с двигателем работы французского конструктора Леона Серполле. Первый же «Пежо» с двигателем внутреннего сгорания, тот самый Type 2, появился на четыре года позже и по сути представлял собой лицензионную версию немецкого Daimler с лицензионным двигателем Panhard & Levassor.
Porsche 356/1 (1948)
В послевоенную разруху конструкторское бюро Фердинанда Порше, переехавшее из Германии в Австрию, выживало как могло: высококвалифицированные инженеры не гнушались даже ремонтом старой сельхозтехники. Но руки мастеров, конечно, скучали по рулю. Особенно не сиделось на месте сыну Фердинанда — Ферри Порше. Именно он практически на голом энтузиазме реализовал довоенную мечту отца и построил легкую спортивную машину на базе серийного «Жука».
Первый (он же единственный) экземпляр Porsche 356/1 оснащался кузовом родстер, изготовленным из алюминия, имел пространственную раму и сложную среднемоторную компоновку. В серию же пошла менее заковыристая в техническом плане Porsche 356/2, по компоновке и конструкции гораздо более близкая к VW type 1.
Renault Voiturette Type A (1898)
Семейный бизнес по изготовлению пуговиц абсолютно не возбуждал Луи Рено – он интересовался автомобилями. В маленькой мастерской Луи самостоятельно построил крохотную машинку. Учитывая колесную базу всего в 1,1 метра, название Voiturette, то есть «тележка» или «повозочка», оказалось в самую точку. С одноцилиндровым мотором DeDion «тележка» Луи Рено, впрочем, неплохо ездила. А после того, как машину показали на Парижском автосалоне в июне 1899-го, Рено сразу получил 60 оплаченных заказов.
Rolls Royce 10 hp (1904)
Когда Генри Ройсу, богатому промышленнику из Манчестера, сколотившему состояние на производстве портовых кранов, надоели поломки своего французского автомобиля марки Decauville, он решил действовать. Не может же самобеглая карета быть сложнее портового крана?!
Рукастый Генри взял и построил собственную версию «Дековиля». Все то же самое и по форме, и по сути, только во сто крат надежней. Именно на этой двухцилиндровой 10-сильной машине в мае 1904-го прокатился богатый лондонец Чарльз Роллс. Ну, а к чему это привело, сегодня знает каждый школьник.
SAAB 92 (1949)
Автомобилями известная авиационная компания занялась не от хорошей жизни. После Второй мировой заказы на военные самолеты сошли на нет, и фирма из Тролльхеттана переключилась на более приземленные механизмы. Получилось не быстро, но весело. Взяв за основу довоенный DKW, шведы добавили к творчески переосмысленному переднеприводному шасси шедевральный аэродинамический кузов работы промышленного дизайнера Сикстена Сасона. Итогом стало появление изящного и прогрессивного SAAB 92.
Skoda 25/100 (1925)
Немногие бренды могут похвастать тем, что их первый же автомобиль попал в президентский гараж. Однако в случае со «Шкодой» именно так все и было. Первая легковушка фирмы — это лицензионная копия большой, дорогой и престижной «Испано-Сюизы-H6B». Президент Чехословакии Томаш Масарик, передвигавшийся только на машинах местной сборки, сразу же заказал себе 100-сильную «Шкоду-25/100», без проблем разгонявшуюся до 140 километров в час. И ни разу об этом не пожалел.
Subaru 1500 (1954)
Принято считать, что первым автомобилем марки стал кей-кар Subaru 360, дебютировавший в 1958-м. Если речь идет о серийных моделях, так оно и есть. Но за несколько лет до этого японцы уже пытались строить машины. Заднеприводной седан Subaru 1500, известный также под кодовым именем P-1, оснащался мотором от Peugeot 202, а внешне подозрительно напоминал другой «Пежо» — седан 403. Всего было выпущено около двух десятков «пэ-первых», некоторые из которых попали в японские таксопарки для оценки потребительских качеств.
Suzuki – Suzulight (1955)
Ткацкие станки, мотоциклы, автомобили — история Suzuki развивалась именно по такому направлению. Первая легковушка компании — Suzulight — это копия немецкого Lloyd LP400. Причем сходство не только внешнее, но и компоновочно-конструктивное: передний привод, поперечное расположение мотора, хребтовая рама. Сегодня оригинальный «Сузулайт» – настоящая редкость, ведь таких машин было собрано всего 43 экземпляра.
Toyota A1 (1935)
Toyota тоже начинала с ткацких станков, а первый легковой автомобиль — четырехдверный седан А1 — разработала в 1936-м. И в его конструкции не было ровным счетом ничего революционного. Дизайном машина напоминала Chrysler Airflow, а шасси и силовой агрегат были аккуратно скопированы с Chevrolet. Надо же было с чего-то начинать.
Volkswagen Type 1 (1938)
Мечту о создании массового автомобиля для простых трудяг Фердинанд Порше смог осуществить лишь с помощью нацистов, санкционировавших разработку народной машины и строительство завода. Доктор Порше свою задачу сделал на отлично. Простая до гениальности конструкция с хребтовой рамой, расположенным в заднем свесе четырехцилиндровым оппозитником и очаровательным кузовом, стала синонимом понятия «Автомобиль для всех». На все времена.
Volvo OV4 (1927)
В начале 1920-х годов Ассар Габриэльссон, влиятельный менеджер шведской фирмы SKF, специализирующейся на подшипниках, работал во Франции. Третья республика переживала настоящий бум автоиндустрии, а в Швеции в ту пору не было ни одной мало-мальски серьезной фирмы. «Непорядок!» — сказал Габриэльссон и взялся исправлять положение.
Вместе с инженером Густавом Ларрсоном и на средства, одолженные у банков под персональные гарантии, шведы разработали и построили 10 предсерийных прототипов, ставших основой первого серийного Volvo OV4. Кстати, OV4 дословно означает «Открытый кузов, 4-цилиндровый». Что, в принципе, не совсем верно — из десяти прототипов по крайней мере один имел полностью закрытый кузов. Неувязочка...
Данила Михайлов